Назад На главную

Ленинградская правда от 21.03.1945

 

На концертах Ефрема Флакса


   Возрождение камерных концертов в Ленинграде является заслугой Ленинградской филармонии перед музыкальной общественностью. В зале камерной музыки мы опять получили возможность слушать чудесный ленинградский квартет заслуженного коллектива республики имени Глазунова, больших мастеров художественного слова и песни.

   Малая музыкальная форма, так называемая «камерная музыка», — одна из самых трудных для исполнения. Вот почему мы требуем от молодых певцов, чтобы они ещё в стенах музыкальных вузов овладевали этой формой. Широкая пропаганда камерной музыки, постоянная площадка, на которой будут выступать исполнители, несомненно отзовётся самым положительным образом и на культуре исполнения ленинградских оперных певцов.

   Недавно афиши Зала камерной музыки известили слушателей о цикле концертов Ефрема Флакса. Я прослушала три программы в исполнении Е.Б.Флакса и А.Б.Меровича и с неослабевающим интересом жду следующего концерта из объявленного цикла в восемь программ.

   Искусство этих музыкантов сегодня на той высоте, когда оно по-настоящему волнует и убеждает. Ефрема Флакса хорошо знают в Ленинграде и в частях Красной Армии, где он много выступал во время войны. Он мастерски владеет контрастностью. Диапазон художественных задач в его программах необычайно широк: Бетховен, Мусоргский, Бородин, Глинка, Шуберт, Даргомыжский, песни народов Запада и Соединённых Штатов Америки (перечисляю лишь прослушанные программы). Надо обладать подлинным дарованием, чтобы на протяжении стольких вечеров приковывать к себе внимание аудитории, не вызывая у неё ни досадного равнодушия, ни разочарования.

    А между тем, казалось бы, есть к чему придраться.

    Вокальная техника Флакса не может удовлетворять чистых вокалистов. Манера его пения наверняка не дружит с оркестром. Но, несмотря на явную приглушённость звука, Флакс лепит голосом своим, как из послушной глины, все тончайшие очертания музыкальных образов.

   Флакс принадлежит к тем исполнителям, у которых музыка и слово в должном равновесии. Оттого и голос его и жест представляют собой яркую палитру тембровых красок. Его мимика также органична и убедительна. Перед нами подлинно творящий художник.

   Давно наблюдая за творчеством Флакса, я с радостью отмечаю, как заметно повышается его рост, как крепнет искусство его исполнения, как благодаря всё большему отказу от внешних средств выразительности становится тоньше его мастерство.

    Легко Флаксу на эстраде с таким пианистом, как А.Б.Мерович.

   Конечно, такой ансамбль создаётся долголетней совместной работой, путём больших творческих исканий, преодоления трудностей, борьбы и настоящей целеустремлённости. Оттого-то этот ансамбль умиляет и трогает «Мормоттой», тревожит «Тоской» Бетховена, волнует «Листьями» и «Серенадой» Мусоргского, веселит его же сказочкой «Козёл». Как динамично и красочно в их исполнении проносится картина «Лесного царя» Шуберта и как просветлённо одиночество «Скитальца». Единым ритмом и чутким сердцем ансамбль Флакса и Меровича отображает живую речь Даргомыжского («Червяк», «Капрал») и пушкинское «Я вас люблю», вскрывающее самые сокровенные изгибы человеческой души.

 

София АКИМОВА
..


Hosted by uCoz