Фрагмент статьи Л.Живова в журнале «Советская музыка» № 3 от 1966 г. стр. 101

 

   В программы ленинградской декады вошли также сольные вечера известных камерных певцов Е. Флакса, К. Изотовой и Л. Филатовой.

   Москвичи давно знают и любят Флакса — одного из наиболее интересных и чутких интерпретаторов советской песни и романса, а также классического наследия. На этот раз Флакс посвятил одно отделение творчеству ленинградских композиторов И.Адмони и Д.Прицкера, которые выступали в ансамбле с ним. Были исполнены «Три сонета Шекспира» Прицкера. Внимание к слову, благородство исполнительской манеры и ясность мысли помогли Флаксу «углубить» музыку.

   Романсы на стихи Блока и Гейне композитора Адмони произвели более сильное впечатление, чем исполненная в одном из концертов декады его же камерная кантата «Живее всех живых» на стихи советских поэтов. Флакс в романсах «Весенний день», «Черный ворон», «Ксюша, пой», «Я пригвожден» воссоздал круг образов Блока, ограниченных тоской, стремлением забыться, уйти от ненавистной ему действительности. Сделал он это очень убедительно, с подлинным артистическим темпераментом. Особенно ярко прозвучал романс «Не заманить благами рая». Флаксу удалось остро и рельефно показать горькую иронию поэта, презиравшего окружавшую его мещанско-филистерскую действительность.

   Подлинным триумфом Флакса была интерпретация (в содружестве с пианисткой Р.Перлин) вокальных произведений Даргомыжского и Мусоргского (второе отделение концерта). В «Червяке» Даргомыжского Флакс показывает трагедию маленького человека, который не только пресмыкается перед «его сиятельством», но и люто ненавидит его. В «Титулярном советнике» этот маленький человек нарисован в другом ракурсе. Но опять у Флакса где-то в самой глубине, «в подтексте» звучит социальная тема.

   В романсе «Я вас любил» Флакс предстает перед нами как мастер взволнованного лирического монолога.

   Из исполненных певцом песен Мусоргского были два выдающихся примера высокого артистического вдохновения: это «Светик Савишна», где скульптурно вылеплен образ калеки-юродивого, и «Семинарист», в котором лукаво, без нажима предстали совсем земные, «греховные» мечты молодого оболтуса в рясе священнослужителя.

   Говоря о концерте Флакса нельзя пройти мимо «бисов»: двух песен Г.Свиридова на стихи Бёрнса — «Возвращение солдата» и «Финдлей». Здесь артист создает образ грубоватого шотландского парня с такой степенью достоверности, что слушатель прямо физически ощущает его присутствие.

   Вкус, артистичность, внимание к поэтическому слову, чувство формы и стиля, раскрытие социальной сути исполняемых произведений — вот качества определяющие творческое лицо Ефрема Флакса — выдающегося советского камерного певца.
      
        
      
        



 

..



Hosted by uCoz

Назад На главную Фонотека